ФЭНДОМ

Гора Эолида (лат. Aeolis Mons; неофициально известна как гора Шарпа, англ. Mount Sharp) — центральный пик кратера Гейла на планете Марс. Гора возвышается на 5,5 км.

6 августа 2012 года рядом с этой горой (в северной части кратера Гейла, на равнине Aeolis Palus) приземлился марсоход NASA Curiosity.

Название Править

Mars Science Laboratory landing ellipse reduced.jpg

Кратер Гейла. Отмечена область посадки Mars Science Laboratory на Aeolis Palus

В марте 2012 года учёные, работающие с марсоходом Curiosity, предложили назвать центральный пик кратера Гейла горой Шарпа (англ. Mount Sharp) в честь геолога Роберта П. Шарпа (Robert Phillip Sharp). Однако это название не соответствует традициям планетной номенклатуры: марсианские горы принято именовать по названиям близлежащих деталей альбедо. В мае 2012 года Международный астрономический союз, следуя традициям, утвердил для этой горы название Aeolis Mons («гора Эолида») по имени светлой детали альбедо, известной как Эолида (Aeolis). Равнина в северной части кратера (между горой и кольцевым валом) получила название Aeolis Palus («болото Эолида»). В честь Роберта Шарпа был назван большой кратер (150 км в диаметре), расположенный примерно в 260 км к западу от кратера Гейла.

Формирование Править

Предположительно, гора представляет собой центральную горку кратера Гейла, покрытую огромной толщей эродированных слоёв осадочных пород. Она поднимается на 5,5 км над северной частью дна кратера и на 4,5 км над южной. Отложения, возможно, накапливались в течение 2 млрд лет. Не исключено, что когда-то они полностью заполняли кратер. Некоторые из нижних слоёв, возможно, были отложены на дне озера, в то время как наблюдаемые вероятные косослоистые отложения в верхней части горы предположительно являются следствием эоловых процессов. Но это дискуссионный вопрос, и происхождение нижних слоев остается неясным. В некоторых породах на нижних слоях горы Шарп содержание кремнезема достигает 90 %.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики